Головка блока
Головка блока цилиндров (ГБЦ) – это одна из ключевых деталей двигателя внутреннего сгорания (ДВС), выполняющая следующие функции:
Герметизация камеры сгорания.
Размещение клапанного механизма (впускных и выпускных клапанов).
Организация впуска топливовоздушной смеси и выпуска отработавших газов.
Обеспечение охлаждения и смазки деталей газораспределительного механизма (ГРМ).
Крепление свечей зажигания (в бензиновых двигателях) или форсунок (в дизельных).
1. Устройство ГБЦ
ГБЦ имеет сложную конструкцию и включает:
Корпус – изготавливается из алюминиевого сплава или чугуна.
Камеры сгорания – индивидуальные для каждого цилиндра.
Клапанный механизм (впускные и выпускные клапаны, пружины, направляющие втулки, седла клапанов).
Распределительные валы (в DOHC, SOHC или OHV-системах).
Масляные каналы – для смазки ГРМ.
Рубашка охлаждения – соединена с системой охлаждения двигателя.
Прокладка ГБЦ – обеспечивает герметичность стыка с блоком цилиндров.
Крепежные элементы (болты, шпильки).
2. Принцип работы
ГБЦ крепится к блоку цилиндров через прокладку.
В такте впуска открываются впускные клапаны, подается топливовоздушная смесь.
В такте сжатия клапаны закрыты, смесь сжимается.
После воспламенения (или самовоспламенения в дизелях) открываются выпускные клапаны, отработавшие газы выводятся в выпускной коллектор.
Распредвал(ы) управляют открытием/закрытием клапанов через толкатели, коромысла или гидрокомпенсаторы.
3. История развития
Ранние ДВС (конец XIX века) имели простые ГБЦ с боковым расположением клапанов (SV).
В 1910-х появились ГБЦ с верхним расположением клапанов (OHV).
С 1950-х распространились ГБЦ с верхним распредвалом (SOHC, DOHC).
Современные ГБЦ оснащаются системами изменения фаз газораспределения (VTEC, VANOS, VVT-i).
4. Основные неисправности
Прогорание прокладки ГБЦ – из-за перегрева или неправильной затяжки.
Трещины в корпусе – вследствие перегрева или механических повреждений.
Износ клапанов и седел – приводит к потере компрессии.
Деформация плоскости ГБЦ – нарушает герметичность.
Закоксовывание масляных каналов – ухудшает смазку ГРМ.
5. Ресурс до ремонта
Алюминиевые ГБЦ – 150–250 тыс. км (требуют более частого контроля).
Чугунные ГБЦ – 300–400 тыс. км (более устойчивы к перегреву).
Ресурс зависит от качества обслуживания, перегрев сокращает срок службы.
6. Ремонт и обслуживание
Диагностика: проверка компрессии, тест на утечку, осмотр на трещины.
Шлифовка плоскости – при деформации.
Замена клапанов, направляющих, седел – при износе.
Замена прокладки ГБЦ – при прогорании.
Гидроопрессовка – проверка на микротрещины.
Вывод
ГБЦ – критически важный узел двигателя, от которого зависят мощность, экономичность и надежность мотора. Регулярное обслуживание (контроль герметичности, состояния клапанов, охлаждающей системы) позволяет избежать дорогостоящего ремонта. При первых признаках неисправности (перегрев, белый дым из выхлопа, падение мощности) необходима диагностика.
Другие названия: головка блока цилиндров, головка двигателя, головка двс.